В каких случаях нужно проявлять беспокойство по поводу
возможных нарушений речи?
До 1 года
У
ребёнка врождённые пороки развития
анатомических органов речи: расщелина губы и нёба (в просторечии «заячья
губа» и «волчья пасть»).
От 1 года до 1,5 лет
У
ребёнка не появилось ни одного осмысленного слова.
Ребёнок
не понимает простых просьб, не отзывается на собственное имя.
Ребёнок
не говорит и не использует мимику и жесты.
У
ребёнка появляются похожие на слова формы, но он не использует их для общения
даже с самыми близкими людьми.
Одновременно
с началом речи у ребёнка наблюдаются признаки заикания (он делает паузы и
остановки, у него появляются запинки, повторы слов, нарушения дыхания во время
речи в виде судорожного вдоха, всхлипывания).
Ребёнок
говорит «гнусаво», с носовым оттенком.
Что делать в таких случаях?
Во
всех этих случаях нужно незамедлительно обратиться к педиатру и в дальнейшем к
логопеду – специалисту по нарушениям речи у детей. Однако сами родители тоже
могут повлиять на развитие речи ребёнка.
Что можно сделать на ранних этапах?
1.
Установите эмоциональный контакт с малышом, т. е. попытайтесь поймать взгляд
ребёнка и привлеките его внимание:
А)
принимайте неожиданные и «преувеличенные» выражения лица;
Б)
меняйте тон голоса, напевайте;
В)
покачайте головой;
Г)
пользуйтесь способностью ребёнка имитировать мимику взрослого и, наоборот, сами
имитируйте движения и вокализации ребёнка;
Д)
потрясите погремушкой, привлекая взгляд ребёнка, а затем дайте ему в ручки и
обучите навыкам «игры» с ней;
Е)
поводите перед ребёнком яркой игрушкой, привлекая его внимание, и протяните эту
игрушку ему;
Ж)
предложите малышу 2 предмета (например, погремушку и расчёску) и посмотрите,
какой из них он выберет. Поговорите с ребёнком о том предмете, который ему
понравился, а другой уберите.
2.
Разговаривайте с ребёнком медленно и чётко, выделяя голосом то слово, которое
вы хотите, чтобы он запомнил. Медленная речь взрослого даёт возможность малышу
«переработать» услышанное.
3.
Говорите с малышом пока только о том, что происходит «здесь и теперь».
4.
Говорите достаточно громко, следите за правильностью своего произношения.
Что такое «Разговор по очереди»?
5.
Играйте в «Разговор по очереди».
Установите с малышом контакт глазами, улыбайтесь ему и, если он начал
вокализовать, попробуйте повторить его вокализацию. Если же она покажется вам
сложной для воспроизведения, можно использовать реакцию удивления: «Правда?
Неужели?» - как будто звуки, которые произносит ребёнок, и вправду имеют для
вас большое значение. Поощряйте желание ребёнка говорить.
6.
Используйте приём «параллельного
разговора» или «ритуал называния».
Следите за направлением взора вашего малыша. Когда он смотрит на предмет, ваш
«параллельный разговор» о нём поможет запомнить и научиться понимать значение
этого слова. Совершайте с ребёнком экскурсии по дому, как можно раньше научите
показывать пальчиком предмет, который его заинтересовал, а сами называйте этот
предмет. Называть старайтесь не только предметы, но и действия, которые
осуществляет ребёнок, например: «Маша кушает кашку! Ам! Вкусная кашка!» таким
образом вы будете способствовать быстрому росту словарного запаса ребёнка.Когда
Когда нужно начинать читать книжки деткам?
7.
Когда малышу исполнится 6 месяцев, обязательно начните читать ему книжки и
показывать в них картинки.
8.
Поощряйте стремление малыша брать на себя инициативу в разговоре, пусть он
получает от этого удовольствие.
Как помочь ребёнку научиться говорить фразами,
предложениями?
9.
Используйте приём дополнения и развития мысли. Когда малыш начинает
говорить отдельными словами, обязательно дополняйте сказанное.
Так вы быстрее перейдёте к следующему этапу
развития ребёнка – фразовой речи. «Ки!» - скажет ребёнок, указывая на кошку, а
вы договорите за него, превращая сказанное в предложение: «Да, это киса. Киса
говорит *Мяу!*»
10.
Используйте приём объяснения. Начните это делать, когда будете учить
ребёнка запоминать названия цвета. «Вот помидор. Он красный. Мячик тоже
красный. Они оба красные». В дальнейшем этот приём пригодится для того, чтобы
дать ребёнку нужную информацию о планировании, начале и окончании действия.
«Сначала мы покушаем, потом оденемся и пойдём гулять», - говорит мама,
рассказывая малышу о последовательности событий, которые будут происходить в
ближайшее время.
11.
Как только ребёнку станет понятным вопрос «Что это?», называйте новые слова, показывая
различные предметы. Сначала используйте этот приём наоборот, т. е. сами
спрашивайте: «Что это?» , побуждая малыша ответить на вопрос, употребив
знакомое для него слово. Для того, чтобы ребёнок запомнил новое слово, он
должен его услышать до 80 раз.
12.
Используйте приём «лесов» (слов-подпорок), применяя специальные речевые игры:
«Гуси-гуси», «Сорока-воровка», «Каравай-каравай». Когда вы убедитесь в том, что
ребёнок запомнил весь стихотворный ряд, начните сознательно пропускать
последнее рифмованное слово в строчке, чтобы он его озвучил.
Таким
образом ребёнок обучается в контексте игровой ситуации, которая является
«подпоркой», помощью в развитии его умения общаться. Не забывайте использовать
этот приём, когда малыш немного подрастёт и вы будете учить стихи. Опускайте
последнее слово в строчке.
13.
Пойте малышу песенки, поощряя его подпевать и тем самым запоминать новые слова.
14.
Совершайте с ребёнком целенаправленные экскурсии и знакомьте его с новым для
него понятием, объектом, а следовательно, и словом. Первоначально, когда малышу
ещё не исполнился год, это может быть «экскурсия» во двор, где вы ему покажете
птичку, скамеечку, листик и т. п.
15.
Не перегружайте малыша чересчур сложными словами и фразами. В погоне за
обогащением его речи не забывайте о том, что говорить с детьми нужно просто, на
доступном для них уровне.
Нужно ли «сюсюкать»?
16.
Нужно ли «сюсюкать»? Ответ прост – всему своё время. Педагогам знакомо понятие
«детская речь», или «язык няни» - как принято говорить во многих странах. Всем
взрослым по отношению к крохотному созданию хочется говорить ласково и
использовать уменьшительно-ласкательные формы слов. Именно поэтому мы говорим
«носик», «ручка». Когда ребёнок начинает говорить сам, мы, невольно подражая и помогая ему,
сами начинаем употреблять: «бах», «ко-ко», «ни-ни». Сами того не осознавая, мы
развиваем этим приёмом речь малыша, обучая его тем формам слов, которые пока
ему доступны. Такой язык не вреден, а необходим малышу. По мере того как
произносительные возможности ребёнка будут развиваться, он сам начнёт
переходить к более сложным формам слов, отказываясь от подобных
звукокомплексов. И мы тоже должны будем от них отказаться.
Поощряйте
активность ребёнка в рамках его возможностей. Помните, что излишняя опека
подавляет ребёнка и ограничивает его развитие.
