07.12.2017

Как ребёнок учится говорить?

Хотя взрослым и кажется, что усвоение ребёнком речи носит спонтанный, хаотический характер, - это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи до 3-х лет традиционно разделяют на три основных этапа:

1) доречевой этап – от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета;
2) дограмматический период первичного освоения языка – от 1 года до 2 лет;
3) этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребёнка.

Какие предпосылки для нормального развития речи?
Предпосылки к усвоению языка являются врождёнными. Находясь в утробе матери, ребёнок слышит её голос, а следовательно получает информацию об особенностях родного «материнского» языка, на котором ему придётся говорить в дальнейшем. 
А по какому пути идёт овладение способностью говорить?
Для того, чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нём), ребёнок должен, во-первых, находиться в так называемой «языковой среде» - иметь возможность слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка – слова. «Критическим» периодом развития речи ребёнка являются первые три года жизни. К этому времени он овладевает главными формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года не будет уделено должного внимания речи малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Развитие речи идёт по двум направлениям. Это развитие понимания речи развитие «активной», собственной речи как способности говорить, т. е. импрессивной и экспрессивной речи.

Некоторые показатели  довербального и раннего вербального развития
Возраст
Стадии развития
От рождения до 8 недель
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок.
От 8 до 20 недель
Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16нед. – смех при общении.
От 16-20 недель до 30 недель (4 – 7,5 мес.)
Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5 – 6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными).
От 20 – 30 недель до 5 – 7,5 – 12 мес.
«Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
9 – 18 мес.
Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих ещё чёткого значения.

Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Возраст
Основные показатели
1 мес.
2 мес.
3 мес.
4 мес.
5 мес.
6 мес.
7 мес.

8 мес.

9 мес.
10 мес.

11 мес.
1 год

1 год 3 мес.

1 год 6 мес.
1 год 9 мес.

2 года


2 года 6 мес.



Реакция сосредоточения на речевом общении.
Улыбка при общении.
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.
Дифференцированность комплекса оживления, смех.
Дифференциация направления звука, певучее гуление.
Лепет.
Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов:
ба-ба, ма-ма.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
Ситуационное понимание обращённой речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок понимает простую инструкцию без жеста.
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7 – 20 слов.
Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов. Словарный запас – около 20 слов.
Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов.
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложения из 2 слов.
Словарный запас от 250 до 2500 слов и выше, общается предложениями из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку».

Оценка понимания речи
Возраст
Основные показатели
3-6 мес.

6-10 мес.


10-12 мес.
12-14 мес.
15-20 мес.
20-24 мес.




2 года 6мес.–3 г.
3-4 года




Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнаёт знакомые голоса.
Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т. п.)
Понимает названия отдельных предметов.
Показывает их на сюжетной картинке.
Узнаёт их на картинках.
Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типаПокажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку; понимает значение предлогов привычной конкретной ситуации – На чём ты сидишь?
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без неё)
Понимает сложноподчинённые предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типаВозьми зубную щётку ипочисти зубы.
Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, около, к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей.