Хотя
взрослым и кажется, что усвоение ребёнком речи носит спонтанный, хаотический
характер, - это далеко не так. Для детей разных стран и континентов характерна
одна и та же хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской
речи до 3-х лет традиционно разделяют на три основных этапа:
1)
доречевой этап – от рождения до 1 года, который делится на период гуления и
период лепета;
2)
дограмматический период первичного освоения языка – от 1 года до 2 лет;
3)
этап усвоения грамматики, занимающий третий год жизни ребёнка.
Какие предпосылки для нормального развития речи?
Предпосылки
к усвоению языка являются врождёнными. Находясь в утробе матери, ребёнок слышит
её голос, а следовательно получает информацию об особенностях родного
«материнского» языка, на котором ему придётся говорить в дальнейшем.
А по какому пути идёт
овладение способностью говорить?
Для
того, чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нём), ребёнок должен,
во-первых, находиться в так называемой «языковой среде» - иметь возможность
слышать окружающую речь и, во-вторых, овладеть способностью воспроизводить
звуки, звукосочетания, а затем и основные смысловые единицы языка – слова.
«Критическим» периодом развития речи ребёнка являются первые три года жизни. К
этому времени он овладевает главными формами родного языка, накапливает большой
запас слов. Если же в первые три года не будет уделено должного внимания речи
малыша, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Развитие
речи идёт по двум направлениям. Это развитие понимания речи развитие
«активной», собственной речи как способности говорить, т. е. импрессивной и экспрессивной
речи.
Некоторые показатели
довербального и раннего вербального развития
|
Возраст
|
Стадии развития
|
|
От рождения до 8 недель
|
Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие
соматические реакции ребёнка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие
носовой оттенок.
|
|
От 8 до 20 недель
|
Качественное изменение крика, появление гуления и
смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление
начального гуления («гуканье»). 6-8 нед. – улыбка при общении. С 15-16нед. –
смех при общении.
|
|
От 16-20 недель до 30 недель (4 – 7,5 мес.)
|
Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5 –
6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с
гласными).
|
|
От 20 – 30 недель до 5 – 7,5 – 12 мес.
|
«Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые
реакции выделяются из общего «комплекса оживления».
|
|
9 – 18 мес.
|
Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не
имеющих ещё чёткого значения.
|
Оценка этапов довербального и начального вербального
развития
|
Возраст
|
Основные показатели
|
|
1 мес.
2 мес.
3 мес.
4 мес.
5 мес.
6 мес.
7 мес.
8 мес.
9 мес.
10 мес.
11 мес.
1 год
1 год 3 мес.
1 год 6 мес.
1 год 9 мес.
2 года
2 года 6 мес.
|
Реакция сосредоточения на речевом общении.
Улыбка при общении.
Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление.
Дифференцированность комплекса оживления, смех.
Дифференциация направления звука, певучее гуление.
Лепет.
Готовность к совместной игровой деятельности,
ориентация на колокольчик, звучащую игрушку.
Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых
слогов:
ба-ба, ма-ма.
Общение с помощью жестов, игра в «ладушки».
Ситуационное понимание обращённой речи, использование
1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.
Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением.
Использование 3-4 «лепетных слов» с соотнесением;
понимание простой инструкции, дополняемой жестом.
Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребёнок
понимает простую инструкцию без жеста.
Показывает одну из частей тела, словарный запас 7 – 20
слов.
Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов.
Словарный запас – около 20 слов.
Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50
слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2
слов.
Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует
предложения из 2 слов.
Словарный запас от 250 до 2500 слов и выше, общается
предложениями из 3 и более слов, использует множественное число
существительных и глаголов. Называет своё имя, пол и возраст, понимает
значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку»,
«положи кубик в коробку».
|
Оценка
понимания речи
|
Возраст
|
Основные показатели
|
|
3-6 мес.
6-10 мес.
10-12 мес.
12-14 мес.
15-20 мес.
20-24 мес.
2 года 6мес.–3 г.
3-4 года
|
Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на
интонацию, узнаёт знакомые голоса.
Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и
подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и
т. п.)
Понимает названия отдельных предметов.
Показывает их на сюжетной картинке.
Узнаёт их на картинках.
Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет
инструкции типаПокажи, кто сидит, кто
спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку;
понимает значение предлогов привычной конкретной ситуации – На чём ты сидишь?
Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с
опорой на картинку, а затем и без неё)
Понимает сложноподчинённые предложения, значение
предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов.
Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типаВозьми зубную щётку ипочисти зубы.
Выполняет словесные задания с предлогами сзади, между, около, к и т. п. Выполняет
три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму
предложений типа Картина была
нарисована Машей.
|
